Форум » Официальный форум epic dark folk metal группы ALKONOST » Cтатья о группе Alkonost в журнале Dark City (сентябрь 2006). » Ответить

Cтатья о группе Alkonost в журнале Dark City (сентябрь 2006).

Alexander The Great: Алконост в древне-русских и византийских преданиях – полуженщина-полуптица, пение которой настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. О чём же звучат слова её, к чему призывают верных духу и крови? В том голосе – зов солнца и ветра, леса и поля, родной земли. Зов, ведущий на битву и оплакивающий своих сыновей. Она говорит со своими чадами многими голосами, возрождая дух и память. Именно такие ассоциации возникают при упоминании Алконост – славянской фолк-метал команды из Набережных Челнов. Песни Алконост – это фолковая традиция в наиболее классическом проявлении – в ощущении того неуловимого, что наполняет народные сказания. Та грань, на которой привидятся сны о забытых битвах, а лесная темень, обретая почти зримый образ, сама обратится с речью к позднему путнику… Чёткая концепция Алконост, являя разные лики на разных альбомах, с первого взгляда вызывает респект самобытностью и искренностью. Здесь нет традиционной стилизации под народные напевы и знаковых образов русской сельской лирики, свойственных многим славянским фолк-коллективам, и нет тенденциозного обращения к конкретной мифологии и истории с реконструкторским замесом, что характерно для тяжеляка. Здесь - лирика, напоминающая не общепризнанных грандов, а скорее стихи из строгого томика Литпамятников, забранного в тёмную кожу, - стихи, написанные этак в 10-м веке, вырвавшиеся из сердца безымянного певца, что говорил за всю землю родную. Здесь не потчуют известными легендарными образами и сюжетами – но то, насколько не просто знают эпос, а понимают саму суть эпического духа – приятно поражает. Здесь - внутренние чувства, атмосфера, дух. Минимум стилизации, максимум настоящего погружения в былину. Ветер над лугом можно вдохнуть вместе с цветочной пыльцой, ночную росу ощутить на коже, сердцем проникнуть скорбь о павших и ярость братьев своих. И знать, что тоска живёт вне времени, как и слава, и древняя сила рода. Радует, когда то, что делается, делается искренне и при этом воплощение соответствует идее. Красивый, сильный женский вокал по которому можно узнать не только звучание, но и сам дух Алконост. Именно он озвучивает главную концептуальную линию, несколько символично отсылая к названию группы. Вокалисты, коих двое - Алексей, басист и лидер группы, и Алёна, обладательница волшебного переливчатого голоса - поют по ролям, являясь в песнях в разноликих, но в то же время столь узнаваемых образах. Женский вокал может быть вложен в уста героини, и мы видим овдовевшую подругу воина, невесту, так и не дождавшуюся радости, дочь народа - как на альбоме "Межмирье". На "Пути непройденном" женский вокал часто оказывается голосом духа, выражающим внутреннее, запредельное, звуча в паре с гроулингом, которым говорит герой повествования. Голос Алконост – Голос Лесов (одноимённая песня), призывающий, возрождающий и дарующий успокоение, голос безвестной девушки (невыразимо грустная Нивушка-нива") и голос самой матери - родной земли (великолепная и шедевральная "Ночь перед битвой"). И одно неотделимо от другого, ибо голос земли и времени говорит сердцем одной из своих дочерей, а в словах одного человека - чувства и ощущения эпохи и народа в целом. Дебютный альбом Алконост, Songs Of Eternal Oak, вышел в 2002 году и был издан в Германии. Тяжёлый, жесткий, с ёмкими англоязычными текстами в гроулинге, он совершенно архетипичен. Каждая песня - всеобъемлющая тема, универсальная для любой из мифосистем. Краткая и беспредельная, вневременная и внепространственная, эта работа раскрывает ту грань, где действуют демиурги и эпические герои, и Древо Мировое простирает крону к предвечным чертогам Духа в то время как корни его покоятся в земле, принявшей смертный прах. Открывающий альбом трек «Years of Prophecy» оказывается тематическим вступлением, где звучит обращение к Легенде: быль она или небыль? И неужели мудрецы и вожди ушли навеки, оставив нам лишь безысходный вопрос, оставив нас сиротами в этом мире? Куда сгинуло всё, что воспето в легендах?... – вопрос, отзывающийся остро до боли. «Where are you gone, magicians, where are you gone?» Невольно вспоминается: «Где ныне конь и где всадник? Где рог его, звонкотрубящий?......» :) Ну а далее всё ТО предстаёт перед слушателем вживе в следующих песнях – эпический образ благоденствия (Sun Shine Our Land), фигура кузнеца, друга богов и волшебника-демиурга (Songs of Smiths), битва и глас, говорящий, каким должен быть истинный воин, и напоминающий: «In bloody battle only spirit survive – body will decay forever…Forever!» (War is Closed By Us), и веселье и радость рода и героев, достойных и пирующих воинов (Holyday of Fathers) – убейте меня, но я не могу не вспоминать Вальхаллу…Что же касается инструменталки Rain Of Former Days, то она навевает образы, уносящие за пределы до начала времён, и под неё рисуется нечто космогоническое :). Да и вообще, альбом слушаешь – как читаешь мифологический текст. Это – эпос в чистом виде, только эпос музыкальный. Остальные два альбома, выпущенные в этом году на студии Metallism Records, я бы назвала новым Алконост (с вокалисткой Алёной и русскоязычными текстами), развивающим лучшие традиции старого (в музыке и в концептуальной линии). Если говорить о концепции, на двух новых альбомах значительно меньше абстракции и больше конкретики, дух остался тем же, изменились несколько лишь формы выражения – «Межмирье» и «Путь непройденный» - это не эпос, но то, что свойственно эпосу и в какой-то степени неотделимо от него, это скорее лирика в эпосе. «Межмирье» вызывает исторические ассоциации. Возможно, потому что он звучит во многом как народный голос в период перелома, тяжёлых времён для Родины. Вспоминается Смутное Время, проходит ассоциация с эпохой попранных ценностей и загубленных идеалов. Две основные темы – МЕЖМИРЬЯ и БЕЗВРЕМЕНЬЯ переплетаются тесно. О безвременье повествует лирическая героиня песен альбома (интересно, что здесь Алёна поёт одна) – как одинокий живой голос в мёртвом царстве – картины смерти и разорения, ощущение утраты почвы под ногами (духовной почвы преимущественно, впрочем, и реальной тоже, ибо она осквернена). И в ощущении безвременья возникает ощущение межмирья – другой мир, мир духа, мир легенд лежит за чертой боли от пустоты и разорения. «За стеной лесов, в зазеркалье рек, в тёмном поле мерцает костёр. То дальний голос шёпотом всё зовёт за порог…» (песня «Неведомые земли»). Второй русскоязычный альбом, «Путь непройденный», на мой взгляд, ещё интереснее и сильнее «Межмирья». Во-первых, тем, что здесь присутствуют и мужской вокал, и женский, и звучит это очень гармонично. Больше фолковых мотивов и ощущения, присущего былинному фольклору – поэтичности и гармонии. Яркие, ощутимые темы и образы, откровенно сильные треки (особенно выделяются «Голос лесов» и «Ночь перед битвой»). Восхищает чёткость и сложность проработки концепции на уровне песни. Чередование сильных гитарных партий и фолковых элементов, пение по ролям, сила и лиризм, тоска (та самая, что и в «Межмирье» - неизбывная и терпкая) и умиротворение от ощущения единства со своими корнями, с природой, с миром первозданным – незримым, но непреложным. Окончательно и красноречиво эту тему раскрывает заключительный трек «Думы мои – зарницы дальние»: «Засыпаю я во темени неласковой, не открыть очей – ой, будут слёз полны. Снятся мне луга забытые, некошены, грезятся ушедшие за окоём…» И в сердце своём хранишь борьбу. Лютый век и эхо безвременья идут по следу зверем, не отступая с пути. Но путь тот ведёт к Солнцу… Мара Мёрки.

Ответов - 0



полная версия страницы