Форум » Форум лейбла Metalism Records » HOLY DRAGONS «Волки Одина» - True Speed/Power Metal. » Ответить

HOLY DRAGONS «Волки Одина» - True Speed/Power Metal.

Admin: 01. Псы Войны 02. Вальхалла 03. Последний День Жизни 04. Шторм 05. Свет Костров 06. Повелитель Морей 07. Призрак Шабаша 08. Рагнарёк 09. Волки Одина 10. Последний Бой Metalism Recs представляет альбом группы HOLY DRAGONS “Волки Одина” (True Speed/Power Metal). На диске представлены 10 новых русскоязычных композиций. Альбом издан одновременно в двух вариантах: с 4-х страничным и с 20-и страничным буклетами. Дата релиза: 12 марта 2005 г.

Ответов - 46, стр: 1 2 All

Alexander The Great: Отличный образчик отечественного power metal. Ой, извиняюсь группа-то из Казахстана, но, видать, я не настолько молод, чтобы говорить по-другому. Все в музыке Holy Dragons родное, знакомое, свое. Интересная русскоязычная лирика, основанная, правда, на скандинавских сказаниях, но разве если речь заходит о сильных духом и отважных героях - это ли не о наших предках, тысячи лет бесстрашно сражавшихся и с полчищами врагов и с буйством стихий? Ну, уж нет, это о НАС! Да и только от НАШЕЙ музыки исходит, какая-то особая энергетика, флюиды, названия которым нет, но тот, кто слушал Круиз, Шах, Мастер, да ту же Арию поймет, о чем я. Может поэтому шестой (!!!) альбом Holy Dragons, не привнося в стиль ничего нового, вызывает столько положительных эмоций. Ураганный музон опирается на жесткую, мелодичную, но в то же время виртуозную гитару, впитавшую в себя наследие школы классического германского heavy metal. Однако то, что в настоящее время изрыгает сцена Дойчляндии, не приносит и десятка процентов кайфа, полученного мною от (неоднократного) прослушивания нового альбома Holy Dragons. Кому еще не наскучил heavy, альбом к прослушиванию обязателен, а разочарованным тем более - вылечит! Dimas http://hatross.ru/show.php?band=Holy%20Dragons Рецензии, как таковой, наверное, не получится, поэтому – просто впечатления. Впечатлений – множество, самых-самых разных. Альбом этот - послушал уже раз, наверное, десять. Пока - не надоел :-). Слушаем дальше. Сильно удивился ритм-секции – как в хорошем смысле, так и в плохом. Во-первых, поразили офигенные партии бас-гитары, я подобные за всю свою жизнь слышал всего несколько раз – блин, так оно объемно и четко прописано, так ясно звучит, что басуху можно запросто потрогать за жопу! Ой, это я так, увлекся… Почти весь бас Юрген писал сам, и я не понимаю, зачем вообще нужен был Кузьмич – ибо Юрген объективно лучше. А вот вторая часть «ударно-щипкового тандема» – барабаны – оказалась главным разочарованием… Ужас. Пластмассовый и напрочь мертворожденный звук из глубокой-глубокой норы, постоянные раздражающие цыканья по тарелкам (абсолютно, на мой взгляд, лишние). Если все это безобразие наиграл Морев, то я очень рад, что он покинул группу. Или просто так записалось?.. Короче, барабаны мне не покатили. Пардон муа. …Потом я переписал альбом на кассету, дабы в плейере слушать – и, как оно ни странно, но факт – на кассете альбом звучит намного живее и лучше… Может, я просто зажрался? По материалу претензий нет никаких – очень понравилась мелодика, хороши тексты (пусть местами банально, но аккуратно), плюс изрядно прибавилось скорости – реально melodic speed metal. Местами – похоже на Gamma Ray, периода первых двух-трех альбомов. Да, в этот раз даже Комарофф к месту оказался – сам этому удивляюсь, поскольку как вокалиста не очень его люблю (по крайней мере, не для такой музыки). Только бы чуть пониже петь ему и пафоса гундосого поменьше :-). Но драйв налицо. В саунд я окончательно так и не въехал – вроде и на современный похоже (а ля Примал, который Фир, и Айрон, который Сэйвер), и что-то от того «золотого звучания» из 80-х есть, но этот вот гадостный стеклянно-синтетический песок от ударных - злит и раздражает. Про гитары – а что про них говорить? И так все понятно :-). Хорошие гитары. Ежели задействовать баллы – тогда девять из десяти. Мне – нравится. (9/10) Dr. Grandma http://musica.mustdie.ru/ru/band/holy_dragons/10873/

Alexander The Great: Стоит заметить, что метал-сцена Казахстана заметно выделяется в лучшую сторону среди большей части стран центральной и средней Азии. Известнейшие и старейшие технари Lead Weight, экстремальщики Requiem и ещё несколько отличных бригад уже не раз радовали слушателей своими релизами. Что особенно здорово, с мастерством владения инструментами у большинства более-менее известных команд из этой страны всё в порядке. И Holy Dragons в этом плане не только не стали исключением, а, пожалуй, могут быть примером для многих. Само по себе явление хэви/пауэр-метала, в котором основной акцент ставится на техничность - вещь очень редкая, а на этом альбоме мы видим именно это. Все партии здесь сыграны великолепно, но отдельных слов заслуживает бас. Уже прогнав диск в своём муз. центре n-ное количество раз и составив о нём своё мнение для рецензии, ещё два или три раза я включал его от начала до конца для того, чтобы прослушать партии бас-гитары. Это не просто часть ритм-секции, это отдельное произведение. Скорость, чёткость, разнообразие... Не отстают и гитары: как соло, так и ритмические линии на высоте. Что касается ударных партий, то сыграны они, как и весь этот альбом, замечательно, но вот качество записи подвело. Надеюсь, на последующих релизах этот недостаток будет исправлен. Вокал звучит очень уверенно и радует слух. Остаётся упомянуть ещё интересную мелодику и более чем неплохие тексты песен, и картина под названием "Волки Одина" готова. Как говорится, мастхэв. (9/10) Владислав Эстрайх http://metalempire.nm.ru/material/reviews/2005/20.htm Святые Драконы? Казалось бы, названье с претензией. Да и учитывая что знакомство с группой началось с последней песни этого альбома (это Последний Бой), то я не знал чего ждать от всего творчества казахских ребят. Как оказалось - симпатичный пауэр, да еще и нормально звучащий на английском. Заинтриговало. Заказал из Москвы альбом - и что же получилось... Пятый релиз группы по стилю ничем практически не отличается от предыдущих, насколько можно судить по сэмплам с официального сайта. Все тот же яркий пауэр местами переходящий в чистейший спидняк с очень высокой техникой игры и довольно сложными и красивыми мотивами. Здесь имеется все - и баллады, и средний темп и ядерные боевики. И все делается так, как припев в титульном трэке - "В сердце Хэви Метал"(c)...Повсеместно пихаемая Эпидемия здесь и рядом не стоит ни по музыке, ни по текстам. Ребята спокойно и без фанатизма записали хитовый диск, который можно и нужно слушать. Мастхэв. (9/10) Feasul http://darkside.ru/reviews/album.phtml?id=3824 Потрясающий по своей энергетике релиз!!! Чистой воды speed/heavy каким ему и должно быть. Ведь что мы наблюдаем в последнее время? Какие-то потуги переплюнуть друг друга в помпезности, красявости. Какие-то рюшечки с люрексом :) Здесь ничего подобного нет! Не побоюсь повториться: чистой воды speed/heavy каким ему и должно быть!!! Знак на CD, изображающий перечёркнутые клавиши, имеет полное право быть не только потому, что никакие клавишные инструменты, синтезаторы и проч. не были использованы при записи, а главным образом потому, что использования всех этих штучек давно сделали из heavy metal ту музыкальную субстанцию, которую мы имеем. Лучший альбом последних лет в своём стиле!!! (10/10) Fantazone http://fantazone.narod.ru/rev.htm

Alexander The Great: HOLY DRAGONS (.kz) Волки Одина 2005 Прошлая работа, которая попадалась мне на рецензию, (а это был диск "Сумерки богов") была нещадно мною раскритикована. Она действительно мне очень сильно напоминала Совок середины 80-ых годов (по записи, по текстам и по всему остальному тоже) и вызывала лишь негативные эмоции. Новая работа группы куда как интереснее. Хотя от русскоязычных текстов группа никуда не ушла, но все же в этот раз лирика куда читабельней и понятней. Музыка тоже записана гораздо лучше и представляет синтез из ЭПИДЕМИИ и RUNNING WILD. Правда пауэром на на альбоме и близко не пахнет, и это хорошо. А бодрый, энегичный и жизнеутверждающий speed metal с полным отсутствием клавиш не может не радовать. Диск заставил меня поверить в будущее этой команды из Алматы. Говорят уже очередной альбом вышел? Чтож, хотелось бы услышать... (9/10) Froster http://froster.org/modules.php?name=Reviews&rop=showcontent&id=974


Alexander The Great: Here we have a disgrace, because this is an excellent band with ten albums under their belts (this is number nine), and I have not heard them until now. Most likely the fact that they hail from Kazakhstan has made their discs harder to find in the US than chicken tits, and has kept them from my radar for so long. So, without further ado – Holy Dragons. These dudes play fast and heavy true metal in the tradition of Running Wild or Wizard. Fast riffs, heavy guitars, and catchy vocals hooks galore. They sing in Russian, so I can't make out the lyrics, but a perusal of the tracklist will assure you they have the proper passion for war, battle, and Norse gods. The vocals are good, if not great, but they do the job and clear the way for those killer guitars as they wring out chunky rhythms and sometimes glorious Maiden-style twin-ax harmonies. All the songs here are good, and the album is very consistent, with obvious standouts like "Valhalla", the furious "The Storm", and the excellent title track just highlighting the proceeding. I've missed out by not catching up on this band sooner, and I plan to fix that as soon as I'm able. You should to, as Holy Dragons provide plenty of fuel to keep your head flailing. Underrated and recommended. (4.25/5) Sargon the Terrible http://www.metalcrypt.com/pages/reviews.php?revid=2660 If Aria are the Russian Iron Maiden, then surely Holy Dragons are the Russian Blind Guardian. Though not as stunning as the German bards in their prime, Holy Dragons are heavily influenced by the Guardians' earlier, thrashier period circa 'Battalions of fear' and 'Follow the blind'. The band's overt Blind Guardian worship is tempered, however, by distinctly Eastern European trappings such as the Russian-language vocals of Holger Komaroff and the exotic melodies that occasionally creep in. This 'Wolves of Odin' CD must be the veteran band's 5th or 6th studio outing, though I've only heard their 2003 CD, "Götterdämmerung", and their 2002 CD, "Judgment day", from their back catalog. Like the CDs reviewed this month from Thunderblast and Not Fragile, Holy Dragons generally like their tempos fast, as evidenced by the pedal-to-the-metal one-two punch of "Dogs of war" and "Valhalla" to kick off the CD. But Holy Dragons differentiate themselves from the aforementioned acts through their more epic feel, more complex songwriting (i.e., the songs have more parts), and ability to change speeds when the song calls for it. A perfect example of this is "The last day of life", a mesmerizing epic that begins with a bouncy, midtempo Helloween-y harmony guitar part, then gives way to an all-out speed attack before easing off the gas in the first verse, only to floor the accelerator pedal again in the devastating chorus with lead guitar screaming over the top, before segueing back into that Helloween-y harmony. Brilliant stuff. Several other tracks (including most notably "Illusory sabbath") involve the same kind of roller-coaster, tempo-shifting aesthetic, while others ("Ragnarok", "The last fight") are simply pummeling speed. Musically, Holy Dragons eschew keyboards, a fact which they advertise proudly on the CD's back cover with the circle-red slash symbol through a synth. Excellent. The guitar tandem of Chris Caine and Jurgen Thunderson (gotta love those crazy stage names) may not be ready to dethrone the Olbrich/Siepen duo, but they do a great job nonetheless, dishing out a fine assortment of riffs, harmonies, and some of that patented Olbrich-style soloing. Of course, the Russian-language vocals may be a turn-off for some, but to me they simply lend Holy Dragons an air of uniqueness amidst the sea of English-language European power bands that dominate my CD player. And singer Komaroff may not be blessed with the strongest set of pipes in the world, but he does a solid job sticking mostly to the mid-range. All in all, "Wolves of Odin" is an impressive piece of work that delivers strong songs, bucketloads of speed, and a cool Russian vibe. My only criticism is the tin-can production job that largely defangs the guitars with a too-thin tone, while annoyingly leaving the bass lines way too far out in the foreground (ala some of those old Overkill production jobs like 'W.F.O.'). Holy Dragons don't even have a proper bass player and their bass lines are largely uninteresting, so why they choose to flaunt them is beyond me. Still, that minor quibble aside, 'Wolves of Odin' comes highly recommended to those power/speed mavens who crave an epic, melodic speed metal fix, and who aren't afraid to delve into Russian-language vocals to get it. (4/5) KIT http://www.angelfire.com/music5/metalcdratings/pageHOLYDRAGONSKEREVIEW.html This is the fastest album in their past one. Melodious guitars and speedy sounds are cool! Released from Metalism Records (Russia) on CD in 2005. My degree of satisfaction: 5/5 COL http://ww4.et.tiki.ne.jp/~sophia/english/review_3.html#holy_dragons

Alexander The Great: Most of you surely won't have an album of Kazakh band in your collections, and if so, then it's most probably one of HOLY DRAGONS, the probably longest running Metal act from the country in central Asia, whose discography is going into it's seventh round with "Wolves Of Odin". As always, the Kazakhs with Russian origin present traditional Heavy Metal und proudly announce that they can do so without using keyboards and other things widely associated with the abounding melodic Power and Speed Metal of these days. On the other hand they're not really far away from that style either, as they really do use catchy and mostly very fast melodic riffs and lead-guitars. However, they avoid being drawn into the "Happy Metal"-genre that they seem to despise, especially thanks to the raw voice of lead-singer Holger Komaroff, which perfectly suits the music but luckily does not fit the clichees of epic and melodic Fantasy Metal. That effect is even more stressed by the fact that all lyrics are in Russian, which is a rather harsh sounding language and thus perfectly suitable to this kind of Metal. It gives the band something special, making them stand out of the grey mass of competitors. I really hope they'll stick to that and won't completely bend their knees to the somehow "trendy" English language. The bilingual lyrics in the booklet are certainly enough international approach for me. The album convinces from the beginning, kicking off with the dramatically introduced, fast opener 'Dogs Of War'. Even though the band is clearly influenced by Western European Metal, it's not only the language that makes the difference between HOLY DRAGONS and their idols and influences. It's also the decently used melody lines recalling Russian folklore that you can hear at many places. However they don't make the band sound like a Folk Metal act at all. Just listen to 'Valhalla' with his high speed assaults, and you'll know what I mean. The guys luckily don't limit themselves to high speed action though. They're capable to arrange their tunes with complex structures and many skillfully set changes of tempo, which is beautifully illustrated by the somehow HELLOWEENish 'The Last Day Of Life'. The short song 'The Storm' has a programmatic title: Straight, direct and fast as lightning to the core - decorated with some beautiful soloing and basslines. Here we have another benefit of the album: The mix allows the bass to shine brightly through the razorsharp and mostly very quick guitars. The following 'The Light Of Fires' nicely combines sombre epic with a driving groove and a more rapid bridge, before 'The Lord Of The Seas' starts off really quick again, although including some paced down moments. The very strong 'Illusory Sabbath' starts off balladesque, developing into a melancholic anthem with a hymnic chorus, graced by a fast middle part and the somehow DIO-like dramatic aspect gaining control again via the end. Once more we get some pure Melodic Speed Metal with 'Ragnarok', which brings early BLIND GUARDIAN to my mind. We then get two more, quite aggressive highlights in the shape of the titletrack and 'The Last Fight', which show quite a lot of variety in terms of tempo and mood, perfectly rounding up a beautiful album. After all, I'd honestly say that "Wolves Of Odin" is a very convincing album, that doubtlessly should be to the taste of any fan of mostly uncheesy, yet still very melodic Speed or Power Metal, as long as he does rate a certain "exotic" touch as something positive and also is open for one or another band from the Russian cultural sphere, maybe having some ARIA standing next to the essential classics of his collection. Killing tracks: Valhalla, Illusory Sabbath, Wolves Of Odin, The Last Fight. Rüdiger Stehle http://powermetal.de/cdreview/review-6251.html Die meisten von euch werden sicher kein Album einer Band aus Kasachstan in der Sammlung stehen haben, oder? Wenn doch, dann ist es vermutlich eines von HOLY DRAGONS, der wohl dienstältesten Metaltruppe des zentralasiatischen Landes, deren Diskographie nun mit "Wolves Of Odin" in die siebte Runde geht. Nach wie vor präsentieren die russisch-stämmigen Kasachen traditionellen Heavy Metal und propagieren weiterhin stolz, dass sie dabei ohne Keyboards und andere Dinge auskommen, die sie in eine Schublade mit dem weit verbreiteten melodischen Power oder Speed Metal dieser Tage bringen könnten. Dabei sind sie im Endeffekt so weit auch wieder nicht davon entfernt, da sie durchaus auch auf eingängige und meist sehr flotte melodische Riffs und Leadgitarren setzen. Was ein Abdriften in die von der Band selbst verachteten "Happy Metal"-Gefilde verhindert, ist in erster Linie die kraftvolle, raue Röhre von Sänger Holger Komaroff, die zwar perfekt zur Musik passt, aber gottlob so überhaupt nicht in die Klischees vom epischen und melodischen Fantasy Metal passen will. Dieser Effekt wird auch dadurch verstärkt, dass sämtliche Texte in Russisch verfasst sind und sich die recht hart klingende Sprache einfach perfekt für diese Art von Metal eignet. Das verleiht der Band das gewisse Etwas, das sie aus einer großen Zahl von Konkurrenten heraushebt. Ich hoffe inständig, dass die Jungs auch in Zukunft nicht auf den Trendzug aufspringen und anfangen, auf Englisch zu texten. Die zweisprachige Gestaltung des in der Auflage für den europäischen Markt zwanzigseitigen Booklets reicht mir völlig. Das Album weiß mit seinem dramatisch eingeleiteten, schnellen Opener 'Dogs Of War' von Anfang an zu überzeugen. Auch wenn die Truppe ganz klar vom westeuropäischen Metal beeinflusst wurde, ist es nicht nur die Sprache, die HOLY DRAGONS von jenen Vorbildern abgrenzt. An vielen Stellen nimmt man nämlich auch dezent eingesetzte Melodielinien wahr, die an russische Folklore erinnern, ohne die Band dabei auch nur ansatzweise in Richtung des Folk Metals zu drängen. Hört euch einfach mal das sehr melodische 'Valhalla' mit seinen Hochgeschwindigkeitsattacken etwas genauer an, und ihr wisst, was ich damit meine. Dabei beschränken sich die Jungs aber zum Glück keinesfalls darauf, mit durchgetretenem Gaspedal durch die Botanik zu schießen. Sie sind durchaus in der Lage, einige ihrer Stücke mit komplexen Strukturen zu versehen und mit vielen geschickt eingesetzten Tempowechseln zu arbeiten, was das streckenweise stark an HELLOWEEN gemahnende 'The Last Day Of Life' schön verdeutlicht. Beim kurzen 'The Storm' ist dann der Name wieder Programm: straight, direkt und pfeilschnell auf den Punkt gespielt, dabei mit einigen schönen Soloeinlagen und coolen Bassläufen versehen, was übrigens ein weiteres Plus des Albums andeutet: Der Mix lässt neben den messerscharfen und wie erwähnt oft rasend schnellen Gitarren auch den Bass sehr gut zur Geltung kommen. Das folgende 'The Light Of Fires' kombiniert schön getragene Epik mit treibendem Groove und einer flotteren Bridge, bevor 'The Lord Of The Seas' wieder richtig schnell einsteigt aber auch die eine oder andere Tempodrosselung aufweist. Das unheimlich starke 'Illusory Sabbath' fängt balladesk an, entwickelt sich dann zum schwermütigen Stampfer mit einem sehr hymnischen Refrain, den ein schneller Mittelteil ziert, bevor sich gegen Ende erneut die ein bisschen an DIO erinnernde stampfende Dramatik durchsetzt. 'Ragnarok' ist dann noch mal melodischer Speed Metal pur und lässt mir die ganz frühen BLIND GUARDIAN durch den Kopf schießen. Mit dem Titelstück und 'The Last Fight' folgen noch zwei weitere, relativ aggressive Höhepunkt, die sich in punkto Tempo und Stimmung einmal mehr sehr variabel geben, und so ein sehr schönes Album perfekt abrunden. Nach alledem würde ich "Wolves Of Odin" als wirklich sehr überzeugendes Album bezeichnen, das jedem Anhänger von weitgehend kitschfreiem, aber dennoch sehr melodischem Speed oder Power Metal bedingungslos zusagen dürfte, sofern er einen leichten "exotischen" Touch als positives Merkmal wertet und neben den obligatorischen Helden des Genres auch die eine oder andere Band aus dem russischen Kulturkreis wie vor allem ARIA zu seinen Favoriten zählt. Anspieltipps: Valhalla, Illusory Sabbath, Wolves Of Odin, The Last Fight. (Da unser System derzeit keine kyrillischen Buchstaben unterstützt, sind hier nur die Übersetzungen der russischen Titel wiedergegeben). Rüdiger Stehle http://powermetal.de/cdreview/review-6251.html

Alexander The Great: Holy Dragons kommen aus Almaty, Kasachstan. Die Kombo existiert seit 1989 und ist in zwei Männer und eine Frau aufgeteilt, zumindest vermittelt das Bandfoto diesen Eindruck (lt. Homepage ist man mittlerweile zu fünft). Mit "Wolves Of Odin" steht ihr siebtes Album in den Startlöchern. Musikalisch kann man Holy Dragons in die Speed Metal Ecke einordnen. Als Orientierungspunkte nenne ich jetzt mal alte Helloween, also bis zur "Keeper Of The Seven Keys II" und Blind Guardian bis zur "Tales From A Twillight World". Besonders die Leads und Gitarrenmeldodien erinnern sehr an Helloween, wobei die Kasachen nicht abkupfern, sondern den Songs ihren eigenen Stempel aufdrücken. Zum Teil klingen die Songs sehr hymnisch, darum der Vergleich mit BG. Das Ganze wird auf technisch anspruchsvollem Niveau und durchweg schnell dargeboten. Der Gesang bewegt sich in mittleren Stimmlagen und prägt die Songs durch russische Sprache. Aber egal, in welcher Sprache gesungen wird, hauptsache es hört sich gut an. Und das tuts! Speed Metal Fans sollten sich die Mühe machen und diesen Longplayer antesten. (3,5/5) Christoph http://www.wallsoffire.de/Reviews/show_review.php3?kritik_id=7410

Alexander The Great: Jawohl, auch in Kasachstan wird Stahl geschmiedet. Diese Veröffentlichung ist zwar auch schon ein Jahr alt, aber deswegen nicht weniger Wert, Euch näher vorgestellt zu werden. Die Band existiert bereits seit 1997 und hat inzwischen nicht weniger als zehn Alben veröffentlicht. Das hier vorgestellte Album ist Werk Numero 9. Auf dem backcover wirbt die Band mit „Guaranteed no Keyboards, Synthesizer and Midi equipment used!“. In Verbindung mit dem Bandnamen und Albumtitel bindet das beim traditionsbewußten headbanger natürlich gewisse Erwartungen. Die werden allerdings erst mal durch die schlechte Produktion auf die Probe gestellt, da die Aufnahme viel zu leise ist und keinen Druck aufbaut, was bei einem Sound, wie ihn der Vierer fährt, aber absolut notwendig wäre. Musikalisch gesehen hat die Band aber einiges zu bieten. Aggressives Speed Metal-Riffing verbindet sich mit teilweise hohen screams und einer kraftvollen Stimme, während die Rhythmus-Section eher im Hintergrund agiert. Abgesehen vom schwachen Sound erinnert die Produktion durchaus an 80er Standardwerke. Die wirklich super-aggressiven Gitarren montieren hier bei fast durchweg schnellem Tempo Dir dermaßen den Schädel ab, dass es eine wahre Freude ist. So ein Oldschool-Brett hört man schliesslich nicht alle Tage. Dabei sticht für mich vor allem „Valhalla“ heraus, ein Speed Metal-Track mit tollen Speed-Riffing, einem genialen Solo und einem gnadenlos spannenden Songwriting. Das darauf folgende „The last day of life“ ist dagegen schon super melodisch, bietet richtig geile Melodien und Harmonien, wo auch erstmals der Bass hörbar spielt. Zudem ist der Song wesentlich langsamer als die ersten beiden Speed Metal-Granaten. Allerdings hat auch dieser Song Elemente, in denen sämtliche Geschwindigkeitsrekorde gebrochen werden sollen. „The lord of the seas“ ist für mich mit seinem galoppierenden Riffing und einem weiteren geilen Solo ebenfalls ein toller Song, der einfach mitreißt. Mit dem von Akkustik-Gitarren eingeleiteten Track „Illusory sabbath“ stößt die Band in epische Doom-Gefilde vor, da der Song in den ersten 2,5 Minuten für HOLY DRAGONS- Verhältnisse extrem langsam ist und mit den Männerchören als backing vocals echt interessant klingt. Nach knapp drei Minuten gibt die Band aber jegliche Zurückhaltung auf und der Track wird zu einem weiteren Speed Metal-Song. Schade, denn es wäre interessant gewesen, den Song komplett in dieser langsamen Machart zu hören, zu der die Band nach etwa 4,5 Minuten auch wieder zurückkehrt. Die zum Ende hin stehenden Tracks „Ragnarok“und „Wolves of Odin“ fallen qualitätsmäßig etwas ab, da sie die gewohnte Qualität der übrigen Songs nicht mehr halten können. Es sind keine Ausfälle, nur eben durchschnittliche Songs. Zudem ist das Songwriting nicht mehr so fesselnd sondern eher transparent und vorhersehbar. Da die übrigen sieben Songs aber wirklich stark sind, sollte Euch das trotzdem nicht von einem Kauf dieser CD abhalten. Der Abschlußtrack „The last fight“ knüpft aber wieder an die musikalischen Qualitäten der Band an, zumal man hier sehr schön sehen bzw. hören kann, dass es die Band technisch absolut drauf hat. Mastermind der Band scheint mir Jurgen Thunderson (was für ein Pseudonym!) zu sein, der neben den Gitarren, dem Bass und dem drumming auch noch für die backing vocals und größtenteils den lyrics zuständig ist. Auf diesem Album haben ihn allerdings Chris Larson bei drei Songs am Bass und Jury Morev an den drums unterstützt. Dennoch hört sich das Album stimmig und live eingespielt an. Würde mich nicht wundern, wenn die Platte noch analog aufgenommen worden wäre, obwohl dafür das Budget der Band wohl nicht gereicht hätte, denn das ist ziemlich teuer. Abschliessend vielleicht noch der Hinweis, dass der Gesang in russischer Sprache vorgetragen wird. Da dies aber bei fast allen russischen Produktionen der Fall ist, die mir bekannt sind, hat man sich daran schnell gewöhnt. Und worum es textlich geht, kann man sich bei Songtiteln wie „Ragnarok“, „Valhalla“ oder dem Titeltrack in Verbindung mit dem Albumtitel, dem Bandnamen und dem Pseudonym des bandleaders ja sicherlich auch denken. Auf jeden Fall ein Speed Metal-Album, dass zu fesseln weiss und das einfach Spaß macht – vor allem den 80er Maniacs unter Euch! Checkt auch unser Review zur aktuellen Scheibe der band namens „Black moon rising“ an anderer Stelle unseres Magazins. (8/10) Leather Rebel http://metal-district.de/cdreview.php?ID=3203

Chris: Alexander The Great Опять по немецки... я ётот язык плёхо знать...

Alexander The Great: Я перевожу здесь (по кусочкам) http://www.translate.ru/text.asp?lang=ru Там надо выбрать режим "Немецко-Русский перевод". Криво, но смысл понятен.

Alexander The Great: Gli Holy Dragons provengono dal Kazakistan e cantano in russo. Il CD che ho tra le mani contiene nello scarno booklet a quattro pagine anche la traduzione in inglese dei titoli delle canzoni e di alcune note, così ho potuto capire che il titolo del disco è "Wolves Of Odin" (in copertina è indicato il titolo in russo) e che le canzoni si intitolano nell'ordine: "Dogs Of War", "Valhalla", "The Last Day Of Life", "The Storm", "The Light Of Fires", "The Lord Of The Seas", "Illusori Sabbath", "Ragnarok", "Wolves Of Odin" e "The Last Fight". Ecco, sarò sincero: dirvi che mi aspettavo "molto" da questo album sarebbe una grossa bugia. Però ho ascoltato il disco, prima a casa, poi in macchina; poi ancora in macchina e poi a casa. Alla fine ammetto che mi è rimasto difficile toglierlo dal lettore, perché "Wolves Of Odin" è un disco assolutamente coinvolgente. Non c'è niente di straordinario o inedito in questo album, solo (solo?!) tre quarti d'ora di velocissimo heavy metal suonato e composto alla grande, con il giusto mix tra melodia e aggressività. Gli Holy Dragons affondano le loro radici negli anni '80, forse anche prima: Iron Maiden e Helloween sono sicuri punti di riferimento, ma anche Riot, Deep Purple/Rainbow, Warlord, e primi Blind Guardian, per dirne alcuni, hanno sicuramente fatto da colonna sonora ai sogni giovanili dei tre componenti (che per la registrazione si sono avvalsi anche di alcuni ospiti). Solo dopo aver dedicato al disco in questione molti ascolti sono andato sul sito della loro etichetta e ho scoperto che prima di questo ottimo lavoro i nostri avevano sfornato altre cose, tra demotape/CD, album autoprodotti e dischi veri e propri. Ma è di "Wolves Of Odin" che dobbiamo parlare, quindi premo nuovamente play e provo a descrivere sommariamente le canzoni. Il disco parte subito in quarta e il trittico iniziale è di quelli che stecchiscono l'ascoltatore. Non ingannino i rintocchi di campane che scandiscono gli stacchi nella parte iniziale di "Dogs Of War". Qui di cadenze lente e catacombali non c'è neppure l'ombra, bensì ci troviamo al cospetto di un furioso attacco speed metal suonato con impeto e foga che mette realmente il fuoco addosso. La registrazione è buona, ma niente più. La batteria non è triggerata, risulta anche abbastanza "sotto"; le chitarre sembrano in alcuni punti prese direttamente dal mixer. Ma l'impasto che ne viene fuori è di quelli che non si dimenticano facilmente. Riff velocissimi alternati a lick melodici di chitarra, basso martellante dal suono metallico e doppia cassa a non finire. Ma quel che colpisce è indiscutibilmente il "tiro". Oggigiorno escono dischi suonati e prodotti assai meglio di "Wolves Of Odin", che però in definitiva hanno un decimo della carica dell'iniziale "Dogs Of war", che vanta anche un ritornello dalle tinte epicheggianti (seppur si viaggi quasi sempre su tempi veloci). "Valhalla" prosegue l'assalto alle nostre orecchie, con i suoi riff veloci su partiture nel complesso abbastanza lineari ma dall'impatto tremendo. Gli assoli sono in piena scuola anni '80, con tanto di scambi di parti alla Helloween e richiami classicheggianti già sentiti mille volte ma qui suonati con impeto non comune. "The Last Day Of Life" mantiene gli elementi presenti nelle precedenti canzoni, leggi chitarre soliste melodiche e riff veloci a condurre il pezzo. Da menzionare una parte di basso veramente al fulmicotone, molto chitarristica come stile ma suonata in modo quasi... "tarantolato". Pensate a un misto tra Iron Maiden, Helloween e Riot suonato, a tratti, alla velocità della luce! E' incredibile l'energia sprigionata da questo album: era tanto che non mi capitava di esaltarmi per un disco di heavy metal più o meno classico. Gli Holy Dragons non inventano niente, ma sono l'ennesima conferma che quando il piglio e l'attitudine sono quelli giusti i conti tornano. Il quarto pezzo in scaletta si intitola "The Storm" e non è un eufemismo dire che tiene fede al titolo. In effetti in questo brano i dragoni ci sbattono in faccia una vera e propria tempesta di riff, uno più veloce dell'altro senza accusare cedimenti. La successiva "The Light Of Fires" è forse meno convincente delle altre da un punto di vista musicale, ma i rallentamenti e le ripartente veloci sono come al solito studiate ad arte. Il sesto pezzo in scaletta è a mio avviso uno dei più riusciti del disco. Il titolo è "The Lord Of The Seas" e in poco più di tre minuti ci mostra buona parte delle capacità compositive degli Holy Dragons evidenziando anche come, a differenza di troppi loro colleghi, i nostri abbiano anche il dono della sintesi. Veramente bellissimo il ritornello, con un rallentamento per metà giro e velocizzazione sulla parte seguente, il tutto condito con alcuni acuti quasi "belluini" nell'accelerazione successiva. Stacchi melodici dal sapore indiscutibilmente maideniano interrompono per un momento la tensione, prima di partire per il nuovo assalto con strofa e (ottimo) chorus. Veramente tanto di cappello. "Illusory Sabbath" è ovviamente (visto il titolo...) più cadenzata, almeno nella parte iniziale. Poi parte di slancio, ma risulta in definitiva uno dei brani meno ispirati del disco; tra l'altro gli Iron Maiden rifanno capolino pesantemente a fine pezzo. "Ragnarok" è invece caratterizzata da velocità più consone agli Holy Dragons, per chi non lo avesse capito doppia cassa a palla e via tutti dietro. Molto buone comunque le costruzioni della parti di chitarra, con scale su scale incastonate ad hoc e assoli mai avulsi dal contesto. Ogni tanto appare anche qualche bagliore leggermente più pomposo ed epico, in questo come in altri pezzi, ma sono cose momentanee: negli Holy Dragons, almeno in questo album, l'assoluta dominatrice è la velocità. "Wolves Of Odin" non mi ha colpito più di tanto, mentre a conclusiva "The Last Fight" è sparata alla velocità della luce e pesantemente influenzata, in alcune sue parti, dagli Helloween di "Walls Of Jericho". In conclusione faccio i miei più sinceri complimenti al generoso cantante Holger Komaroff e ai validissimi chitarristi Cris Caine e Jurgen Thunderson, quest'ultimo autentico polistrumentista visto che si accupa di buona parte della parti di basso ed è accreditato anche della batteria (ma qui c'è qualcosa che non va... le parti di batteria sono accreditate anche a tal Jury Morev?!). Torno a ripetere che gli Holy Dragons sono stati per me un'autentica sorpresa e non esito a definirli uno dei migliori gruppi heavy metal in giro attualmente. Paragonare l'energia sprigionata da questo CD con quella di alcuni dischi recenti di gruppi ben più famosi sarebbe di cattivo gusto, e ad avere la peggio non sarebbero certamente gli Holy Dragons. Se per voi l'heavy metal ha ancora un senso, se vi piace ancora sentire chitarre che si lanciano all'inseguimento forsennato di una doppia cassa con un cantante, seppur non dotatissmo, che non si risparmia un solo attimo... beh, gli Holy Dragons sono il gruppo che fa per voi. Ascoltando "Wolves Of Odin" vi verrà da pensare che in effetti l'heavy metal non morirà mai, finchè ci sono band dal potenziale così dirompente. Snobbarli solo perché cantano in russo sarebbe un'assurdità. Non inventano nulla, ma lo fanno meglio di altri... grandi Holy Dragons! P.S. Ingenuo e "commovente" il bollino impresso sul retro del CD che piazza un bel divieto su una tastiera e recita: "Guaranted - No Keyboards, Synthesizer and Midi equipment used!"!!!!!!!!! (Linho - Ottobre 2006) Voto: 8.5 http://www.shapeless.it/recealbum/holydragons-volkiodina.htm

Chris: Holy Dragons - Wolves Of Odin Reviewed by Michael on 2006/10/15 Official website Metalism Records Dogs Of War Valhalla The Last Day Of Life The Storm The Light Of Fires The Lord Of The Seas Illusory Sabbath Ragnarok Wolves Of Odin The Last Fight Holger Komaroff - Vocal Jurgen Thunderson - Guitar Chris Caine - Guitar Chris Larson - Bass Jurii Morev - Drums Holy thunderfuck! Did you ever believed there is metal in Kazakhstan? No? Well I will disappoint you because not only it does exist but also it exists in its purest form. Once again it is proven that heavy f*ckin metal rules in all for corners of the world. Are there any trendy pop bands in Kazakhstan? Any hip hop gay dudes? Nope! Only heavy f*cking metal - so all of you posers can bite my shiny metal ass... Holy Dragons are over-productive as a team. They have release 175, nah sorry they have release nine, maybe ten albums (sorry but I lost counting with all the re-releases). Holy Dragons deliver the goods in the vein of early Iron Maiden / Running Wild / Wizard. Twin axe guitars destroy everything in their path with frenzy rhythms and bombastic crunching riffs. The solo parts are awesome - really kicking ass. Vocals are in Russian so I really have no clue what these guys talk about, but judging from the song’s titles we are dealing with a lot of hack and slash / die die die / body building activities (you get the point). As for the vocalist - well I think it’s a classic case of love or hate with a harsh voice that (in my opinion) fits like a glove to the band’s sound. The album however suffers by an average production. The sound often becomes thick and colorless. Too bad because their production really steal points from the whole package. With a better production this album could easily wipe out a lot of competition from abroad. Fans of traditional metal must definitely check them out! Album highlights: Dogs Of War, The Storm... 3.5/5 http://www.metal-temple.com/review.asp?id=1717

Alexander The Great: Холи тандерфакЪ! Сильно, хы-хы! :) so all of you posers can bite my shiny metal ass... :))

Alexander The Great: Ein Bestandteil des Megapackages, das uns Metalism Records aus Moskau übersandt haben, waren auch die beiden HOLY DRAGONS-Alben. Das 2006-er Scheibchen „Black Moon Rising“ wird an anderer Stelle besprochen, hier widmen wir uns dem 2005-er Werk „Wolves Of Odin“. Mit Amon Amarth-Sound, wie man beim Titel des Longplayers vermuten könnte, haben wir es nicht zu tun, statt dessen ballert mit dem Opener ‚Dogs Of War’ rasend schneller Speed Metal aus den Boxen, der genauso dünn produziert ist, wie weiland das Savage Grace-Debüt und - abgesehen vom von Accept geklauten Lead-Riff und dem russischen Gesang von Holger Komaroff - aber auch auf „Master Of Disguise“ gepasst hätte. Diesem Stil bleiben die Russen auf den restlichen 9 Nummern treu, so dass man meint, wir schreiben 1985 und die Speed Metal-Welle bricht wieder los, allerdings ohne den epischen Keyboards-Sums. Hört bloß mal in den Smasher ‚The Storm’ rein. Neben ein paar ruhigen Momenten bauen HOLY DRAGONS auch ein kurzes Rainbow-/Dio-Riff ein (im witziger Weise ‚Illusory Sabbath’ betitelten Klopfer), die meiste Zeit geht’s aber ordentlich flott zur Sache und erinnert, wie gesagt, an frühe Savage Grace oder auch die ersten Forté-Scheiben. Der Sound ist sehr dünn, aber hat Charme. HOLY DRAGONS scheren sich auf „Wolves Of Odin“ um keine Konventionen, sondern ballern einfach drauf los. Anachronistisch aber sympathisch und nicht so kopflastig wie beim 2006-er Nachfolger. Schaut bei Interesse unter www.metalism.com rein. (10/13) Oliver Vollmer http://www.bright-eyes.de/baseportal/CDs/kritikendetail&Id==8077

Alexander The Great: Bei der Veröffentlichungsflut von heute muss jede Band hart um die Gunst der Hörer kämpfen. Dabei gilt es, als erstes Aufmerksamkeit zu erzeugen. Diesen Weg zur Bekanntschaft haben auch HOLY DRAGONS gewählt. Zum einen kommt das Trio aus einem Land, welches bisher nicht unbedingt für Metalexporte bekannt ist: Kasachstan. Zum anderen werden die Texte auf russisch gesungen. So auch auf dem 2005er Output "Wolves Of Odin" (ich erspare Euch mal die kyrillischen Zeichen und schreibe gleich die englische Übersetzung hin). Band- und Albumname sind auch mehr als eindeutige Hinweise auf die Musik. Hier gibt es Melodic Speed Metal zu hören. Und zwar auf einem sehr hohen Niveau. 10 Tracks in 46 Minuten und stolz wird auf der Rückseite der CD-Hülle damit geworben, dass weder Keyboards, noch Synthesizer oder Midi-Equipment benutzt wurde. Also 100% purer Metal. Holger Komaroff (v), Jurgen Thunderson (g, b, d) und Chris Kaine (g) (Chris Larson spielt hier noch Bass in den Songs 2,3 und 6; Jury Morev spielt auch noch Drums) legen mit "Dogs Of War" auch gleich ordentlich los. Nach einem kurzen atmosphärischem Intro ertönen schnelle Riffs, durchgehend schnelles Drumming, ein verspielter Bass und eine feine Melodieführung. Dazu kommt die kantige Stimme von Holger Komaroff. Das Russische verleiht dem Sound noch mehr Härte und Intensität. "Valhalla" überzeugt mit viel Melodie und einen guten Mitsummteil (Mitsingen ist bei der Sprache ein wenig komplizierter) gegen Ende. Viele Genrekollegen wünschen sich trotz melodischer Gitarrenlinien die Härte und Zielstrebigkeit beizubehalten. Die Kasachen schaffen das anscheinend mühelos. Über die gesamte Spieldauer bleibt das Hitpotenzial hoch. "The Storm" und "Ragnarok" sind Nackenbrecher, wie sie im Buche stehen, "The Light Of Fires" lässt es etwas ruhiger gehen, entwickelt aber einen unglaublichen Groove. "Illusory Sabbath" fängt balladesk an, geht über in stampfende Rhythmen, die etwas an DIO erinnern, kehrt zurück zum Speed Metal, nur um Ende wieder in die Fahrwasser DIOs zu münden. Sehr starker Song und auf einem sehr guten Album eines der Highlights. Kaum zu Glauben, was HOLY DRAGONS da hingelegt haben. Fernab jeder Trends haben die Kasachen ein Album eingespielt, was locker mit der Genrekonkurrenz mithalten kann. Dank den russischen Texten erlebt man auch etwas, was noch nicht zigfach wiederholt wurde. Zwar kann ich deshalb kein Wort über die Texte verlieren, aber ich denke, Dank Band-, Album- und den Namen der Songs wird jeder wissen, auf was er sich da einlässt. Wenn es was auszusetzen gibt, dann die doch etwas fehlende Abwechslung. Ein paar mehr Songs wie "Illusory Sabbath" und die Höchstpunktzahl wäre unausweichlich gewesen. Aber trotzdem bleiben unterm Strich treibende Riffs, gute Drums, ein gut gespielter Bass vermischt mit ausdrucksvollem Gesang und anständiger Produktion. Ein jeder, der Power- Heavy-, Meldodic- oder von mir aus auch Speedmetal mag MUSS diese Band antesten. Wertung: 4.5/5 http://www.blooddawn.de/reviews.php3?showID=2792&&

PANZER: Бля, а ведь везде классные отзывы-то!..

metallwolf: PANZER пишет: Бля, а ведь везде классные отзывы-то!.. Это не может не радовать!

Aborsen: «Волки Одина» - 9 полноформатный (и 5 полноформатный русский) альбом казахской True Speed \ Power Metal \ Viking Metal группы Holy Dragons, выпущенный лейблом Metalism Records и увидевший свет 12 марта 2005 года (официальная дата релиза). Альбом был выпущен в двух вариантах: с 4-х страничным буклетом, а также с 20-ти страничным, предназначенный, в первую очередь, поклонникам группы. Как обычно, знакомство с диском, если он не был добыт пиратским путем из Интернета или другого источника, путем вторичного копирования лицензионных или нелицензионных дисков и т.д., начинается с обложки. И что же мы видим? На переднем плане, заслоняя своими массивными телами полную луну, изображены 2 не то механических с красными светодиодами вместо глаз, не то из потустороннего мира волка, от которых за долгое время их существования остались лишь полуистлевшие, но отполированные до металлического блеска, кости. Зрелище, если честно, не радующее глаз. Не такими я себе представлял верных спутников скандинавского Бога войны и победы Одина – Гери и Фреки (жадный и прожорливый соответственно). Вышеописанную картину обрамляет узор из, как я подозреваю, многократного повторения неких древних рун, органично прерывающихся сверху названием группы, снизу – названием альбома. Теперь непосредственно перейдем к альбому. Процесс работы над CD занял у группы больше года: в январе 2004 года были записаны инструменты, запись вокала происходила в сентябре-декабре этого же года, а конечный результат предстал перед широкой аудиторией только в марте 2005. В записи, помимо бессменных участников группы (Хольгера Комарова – вокал (Хольгер пришел в группу в 2002 году и исполнил вокальные партии на всех русскоязычных альбомах, поэтому я условно отнес его к бессменным участникам), Юргена Тандерсона – гитара, бас, ударные, бэк-вокал, Крис Кейн - гитара), принимали участие: Крис Ларсон – бас-партии для 3 композиций и Юрий Морев – ударные (частично в некоторых треках). В альбом вошли 10 композиций общей продолжительностью чуть больше 45 минут. Настоящий, злой и стремительный, speed-метал обрушивается на слушателя с первой же песни альбома – «Псы войны», повествующей о войне между Богами, в которой люди оказались лишь пешками в руках Великих. Атмосфера яростной схватки, сопровождающаяся мощными гитарными запилами и соляками, а также хрипловато-визжащим голосом Комарова, который смотрится очень даже в тему, немного омрачается дребезжанием и цыканьем, издаваемых барабанной установкой (также присутствует некий эффект пластмассовости, омертвленности). Ничуть не уступает по злости и ярости «Псам войны» следующая композиция о небесном чертоге для павших в бою доблестных воинов – о «Вальхалле». Песню можно рассматривать, как марш сражения, как призыв к действию, как гимн храбрым воинам, как павшим в бою, так и живым. Мощь и злоба куплета плавно переходит в сколь мощный, столь и мелодичный припев. Мелодичная и немного грустная песня «Последний день жизни» повествует о финальной стадии нашего пребывания на земле – о последнем дне. У всех он разный: кто-то умирает молодым, так и не познав всех прелестей жизни, не реализовав задуманное; кто-то доживает до старости, но всех нас ждет один итог – смерть. У каждого своя судьба, но даже Боги – не вечны… 4 песня, «Шторм», пожалуй, самая зубодробильная и мощная на всем альбоме. Сразу возникает желание вскочить на ноги и трясти хаером до полного потемнения в глазах. Яростные гитарные соляки, бас, вместо того, чтобы выполнять роль обычного инструмента в ритм-секции, обретает самостоятельную жизнь в руках Юргена Тандерсона и выходит на передний план. Текст композиции очень оригинален с литературной точки зрения, ведь природно-катаклизматическое явление сопоставляется с мощью сильных духом и храбрых воинов, которые, подобно шторму, вместе могут разрушить все преграды и смести со своего пути любую, противостоящую им, силу. «Свет костров» - грустная баллада, пророчествующая о печальном исходе грядущей битвы, итогом которой станет лишь свет костров, горящих над телами павших воинов, да пепел от их останков, который ветер развеет по миру. Эту песню интересно рассматривать в тандеме с композициями «Последний день жизни», «Вальхалла», «Последний бой», благодаря сходству затрагиваемых тем. О том, что пираты – повелители моря, известно давно. Находясь под покровительством морского дьявола, они давно снискали себе славу грозы королевского флота, нападая и отправляя на дно корабли Его Величества. Об этом нам повествует песня «Повелитель морей». Все эпитеты, примененные мною к вышеописанным композициям, могут быть с полной уверенностью отнесены и к данной. «Призрак шабаша» - пожалуй, эта песня выбивается из общей конвы альбома. Во-первых, для группы не характерно использование в качестве героев песен вампиров (не характерно это и для скандинавских эпосов, положенных в основу при написании большинства текстов песен для альбома); во-вторых, композиция имеет лирическое музыкальное вступление, что также не свойственно данному альбому, характеризующегося яростной и напористой музыкой, отвергающей какую бы то ни было лирику (песня «Последний день жизни» все же можно назвать лирической, но с большой натяжкой). Это, наверно, самая тяжелая для вокального исполнения композиция на альбоме: Хольгеру Комарову приходится работать в широком нотном диапазоне, с чем он, кстати, неплохо справляется. Следующая композиция также получила название из германо-скандинавской мифологии. Рагнарок (или Рагнарёк) – судьба Богов; последняя битва между Богами и чудовищами, во время которой погибает существующий мир. Ярость и мощь битвы, стоны земли под ногами, беспомощность людей. Мир обречен. Очень сильная композиция во всех отношениях. Музыка накатывает волнообразно, подобно водам бурной реки, удерживаемой в заданных границах нагромождением дамб и плотин. Но напор и мощь реки столь велик, что она смывает все на своем пути, вырываясь на свободу. Музыка подобна реке. Опять на передний план выходят великолепные, объемно прописанные, басовые партии. Бас буквально можно пощупать, он не задвинут на второй план. Он – живой! «Волки Одина» - гимн Heavy metal. Heavy metal – оружие, с которым мы должны противостоять в битве. В нем наша сила и мощь. Здесь опять же идет сопоставление: Heave Metal сопоставляется с Одином, поклонники тяжелой музыки – с его верными спутниками. Какую роль для Одина играют его волки, такую играем мы для божества под названием Heavy Metal. Кстати, вокал Комарова в припеве действительно очень напоминает вой волка. Злой и яростный speed-metal в лице композиции «Последний бой» является венцом всей истории под названием Holy Dragons – “Волки Одина”. Композиция полностью вписывается в концепцию альбома своей напористостью и мощью. Душа уходит в пятки, а по телу бегут мурашки, когда в звуках песни слышишь ноты истинного, трушного метала. В качестве резюме скажу, что ребята из Holy Dragons (и милая девушка, не будем забывать об этом) постарались на славу. Пусть запись далеко не идеальная (мягко сказано), пусть барабаны издают цыканье и эффект пластмассовости, пусть тексты немного однообразны, но все же плюсов в этой работе гораздо больше. Недостатки сполна компенсируются великолепными басовыми партиями, интересными и поучительными текстами (несмотря на схожесть) в духе викингов, неординарным вокалом Юргена Комарова, сложными и разнообразными соляками… «Волки Одина» - это материал спелой, профессиональной группы. Такую музыку у нас (в России и странах СНГ) давно никто не играл (да и играл ли?). Однозначно, must have! 9,5 \ 10 Ссылки нету, ибо сайт временно изжил себя(((

Alexander The Great: Aborsen пишет: Как обычно, знакомство с диском, если он не был добыт пиратским путем из Интернета или другого источника, путем вторичного копирования лицензионных или нелицензионных дисков и т.д., начинается с обложки. И что же мы видим? На переднем плане, заслоняя своими массивными телами полную луну... Луны то на обложке нет Аффтар добыл дицк перацким путем? А что за сайт изживший?

Aborsen: http://www.truemetal.org/holydragons/2005.jpg Специально посмотрел, вон же она ... позади

Alexander The Great: Это предварительный варинт обложки был.

Aborsen: Alexander The Great а как выглядит оригинал? и почему на официальном сайте висит такая картинка?

Alexander The Great: Висит то висит - менять лень просто Оригинал - то же самое, только без Луны и молний.

Chris: Прикольная реца!!! ;) Хотелось бы знать таки, кто все-таки автор хоть ресурса уже и нет. Автора!!!!!!!!!!!

Aborsen: да я автор, я просто хотел, чтобы вы подправили недостатки. Я ее собираюсь на одном форуме выкладывать Висела рецензия у меня на старом сайте, но он уже давно канул в Лету(( а написана где-то около двух-трех месяцев назад. Я кажется тогда еще и на форуме здесь не был зарегистрирован Правда перед размещением на форуме придется подкорректировать статью, ибо откровенный субъективизм на высокий балл не потянет((( а лицензионного альбома у меня действительно нету вот и получилась небольшая несостыковочка

Alexander The Great: Жжошь, аффтар! А про пощупать бас (за жопу) это ты у Панзера списал. Потом просмотрю - поправлю чавонить...

Aborsen: не, я тогда еще, кажется, и на форуме не был зарегистрирован... а может и был... не помню. Должно быть просто выразили свою мысль похожими словами :)

Chris: Aborsen пишет: да я автор, я Так я и знала!!!

winslow: Жырная реца! Респект! Было бы супер, если про Луну чего-нибудь накатаешь!

Aborsen: моя рецензия на мастерсленде заняла первое место по итогам этой недели!

Alexander The Great: На какой альбом и под каким ником?



полная версия страницы